Нет никаких сомнений, что автомобиль является самым революционным и техническим открытием в истории транспорта, начиная с изобретения колеса. Человеку непосвященному может показаться, что период развития автомобильной промышленности занимает в истории малый отрезок времени, может быть, век с небольшим. Однако это не так. Тот автомобиль, который мы знаем, не был изобретен в один день одним человеком. История создания автомобиля представлена эволюцией, происходившей во всем мире. Подсчитано, что при создании современного автомобиля было зарегистрировано свыше ста тысяч патентов. В толковом словаре Ушакова дается следующее определение слова «автомобиль»: автомобиль (от греческого «autos» - «сам» и латинского «mobilis» - «подвижной») – это экипаж, приводимый в движение собственным механическим двигателем. В процессе создания автомашины с экипажем проблем не возникало: можно было выбрать любое транспортное средство на колесах, перемещаемое лошадьми или другой тяговой силой. Труднее всего дело обстояло с двигателем. Так, чертежи повозок, приводимых в движение ветром, были сделаны сразу несколькими итальянцами, первым из которых в 1335 году был Гидо да Виджевано (Guido da Vigevano). Его повозка оборудовалась такими же лопастями, как на ветряных мельницах. Они соединялись с передаточным механизмом, при помощи которого колеса повозки приводились в движение. Другой итальянский изобретатель, Ватурио (Vaturio), спроектировал похожий аппарат, но так и не смог его построить. Позже Леонардо Да Винчи (Leonardo da Vinci) придумал модель трехколесного велосипеда с часовым механизмом, рычагом управления и распределительной конструкцией на задних колесах. Согласно классификации Международной федерации старинных автомобилей (FIVA) установлено следующее деление старинных автомобилей в зависимости от года выпуска: «Когда-то и американцы покупали у нас патенты»Директор по маркетингу ЗИЛа Виктор Новоченко рассказал о перспективах возрождения производства лимузинов. Автомобильный завод ЗИЛ готов возобновить производство лимузинов для руководства страны. Последний легковой автомобиль представительского класса, который мы сделали, – это лимузин для президента Назарбаева, и было это пять лет назад. Серийного производства у нас нет уже очень давно. Впрочем, лимузины мы всегда делали по индивидуальному заказу, в лучшие годы это было где-то по 20 автомобилей в год. Это сложное, стапельное производство, в основном – ручная работа. Можно ли возобновить его на прежнем уровне? Можно и нужно. Дело тут не в том, что мы это можем делать дешевле. Наверное, может получиться и дешевле, если, конечно, заказывать 100–200 автомобилей в год, а не по 2–3 машины, но не это главное. Если мы утверждаем, что мы независимое, развитое государство, если мы входим в G8, то мы должны развивать собственное производство автомобилей, тем более что оно не является таким уж сложным в наши времена. Кто сказал, что мы это не умеем? Ведь раньше же лимузины ЗИЛа не отставали по качеству от зарубежных аналогов, а в чем-то опережали. Скажем, еще на ЗИЛе 114 были установлены гидравлические толкатели клапанов и автоматическая коробка передач, а наша технология бронирования даже продавалась за рубеж. В том бронированном автомобиле, на котором сейчас передвигается президент США, заложены многие наши разработки. Сейчас у нас уже есть совершенно новые разработки, которые ушли далеко вперед от 41-й серии, к которой, например, относится тот же проданный Назарбаеву лимузин. Мы стучались во все двери и пытались пропагандировать эту модель с новым дизайном и параметрами, но спроса на нее не увидели, даже названия прототипа пока нет. Сейчас мы видим, что ситуация поворачивает в другую сторону. Правительственный заказ может все изменить. Во-первых, конечно, появится финансирование, и нам удастся собрать нужные кадры для сборки. Я недавно был на заводе Rolls Royce и даже не знал – разочаровываться или восхищаться, но и там тоже преобладающая часть работы делается руками. Руки – это самое ценное из того, что нам нужно вернуть. Сейчас многие уже ушли и продолжают уходить: кто-то на другие производства, кто-то переключился на изготовление ретро-автомобилей, но этих людей можно собрать, они живы, и они в России. Более того, они за это время освоили современные технологии обработки металла и компьютерного моделирования и стали еще более квалифицированными, чем раньше. Если будут деньги – мы сможем собрать очень неплохую команду. Кроме того, правительственный заказ очень важен с имиджевой точки зрения. За нашими чиновниками подтянутся и руководители соседних государств, за ними и бизнес. Для лимузинов важно не только качество, но и репутация. Тут, конечно, внимание властей очень может помочь. Но не надо забывать и о социальных аспектах. В холдинге ЗИЛа занято 20 тысяч человек. И если комплектное производство развивается еще неплохо, то вот в производстве автомобилей похвастаться пока особо нечем. Но завод не умер, он находится пока еще в том состоянии, когда его можно возродить. И хорошо бы не упустить этот момент. |
|
|
|