Биография Рафаэля

Рафаэль (полное имя: Мигель Рафаэль Мартос Санчес - Rafael Miguel Martos Sánchez) родился 5 мая 1945 года (в некоторых источниках фигурирует 1943 год, но мы склоняемся больше к 1945, так как в своих интервью Рафаэль неоднократно говорил, что вынужден был прибавить себе два года, чтобы ему разрешили принимать участие во "взрослых" конкурсах) в небольшом андалузском городке Линарес в скромной семье строителя-каменщика. Вряд ли тогда, когда появился на свет этот мальчик, который, по словам отца, «орал так, будто у него семь пар легких», кто-либо полагал, что именно он станет эстрадным кумиром Испании, Латинской Америки, а затем покорит и весь мир. Когда Рафаэль был ещё очень маленьким, его родители переехали в Мадрид, в квартиру тетки отца. Жили очень скромно. Кроме Рафаэля у родителей было еще  трое сыновей: двое старших и один младший.

Заработка отца не хватало, чтобы дать хорошее образование всем детям. Уже в четыре года, Рафаэль выступал в хоре одной из приходских школ в Мадриде, куда отдали его родители.  Здесь ему было позволено учиться бесплатно,   платой за учебу являлся его великолепный голос. Здесь Мигель Рафаэль Мартос Санчес (полное имя нашего героя) всегда солировал и демонстрировал при этом незаурядные вокальные способности. Правда за шалости его неоднократно исключали из школы, но тут же возвращали обратно, ибо уже тогда его голос привлекал многих прихожан и приносил немалый доход церкви. Прихожане, посещая Храм Божий, руководствовались теперь желанием не только помолиться Господу, но еще и послушать голос одаренного мальчика.

Когда Рафаэлю было всего 9 лет, он занял первое место на международном конкурсе в Зальцбурге, где получил приз за лучший детский голос. В шестнадцать лет он твердо решил стать певцом. Поначалу родители были против. Но через некоторое время отступились, натолкнувшись на непреклонность сына. Вскоре сам отец, как истинный испанец, артист в душе, учил сына сопровождать песни движением рук, то есть искусству пластики. «Каждая песня должна жить», — говорил он. Год спустя Рафаэль уже зарабатывал себе на хлеб пением. Сначала, выступая в ночных кабаре, потом в небольших концертных залах. Вскоре ему предложили сняться  в кино. Первый фильм — «Las gemelas» – «Близнецы». Роль небольшая, но это и неважно, считал он. Главное - появиться на экране!

Первый большой успех пришёл к нему в 1962 году. Рафаэль принял участие в 4-ом конкурсе испанской песни в Бенидорме, чрезвычайно престижном в то время. Он исполнил несколько песен, и с песней «Llevan» завоевал приз Лучшего исполнителя. Остальные песни получили соответственно 2-е, 3-е, 5-е, 8-е 9-е места. 1965 год принес ему еще один очень крупный успех - сольный концерт в одном из лучших столичных театров - театре "Zarzuela". До этого в Испании сольных концертов никто никогда не давал. Впервые это сделал Рафаэль. Это был ход «ва-банк». На его организацию ушли все сбережения Рафаэля. Многие «доброжелатели» говорили: «Этот сольный концерт Рафаэля — начало его конца. Он провалится». Но он не провалился. Переполненный зал скандировал «браво». Концерт прошел при полном аншлаге, и успех был абсолютный (этот факт биографии был использован в фильме «Cuando tú no estás»).

Затем последовали еще успехи, принесшие ему большую славу – 1966 и 1967 годы, его выступления на конкурсах Евровидения. Он не занял первого места, но это были почётные 7-е и 6-е места. Для Испании он стал национальным героем.  Довольно скоро последовали интересные предложения, контракты, проекты. США, Латинская Америка, Европа, Австралия. Лучшие концертные залы: парижская «Olympia», лондонский «Palladium», «Paramount», «Karnegi-holl», «Madison Square Garden», «Radio City» в Нью-Йорке, «Opera House» в Сиднее, «Zarzuela», театр «Lope de Vega» в Мадриде и многие другие открываются перед ним.

Его еще приглашают сниматься в кино. Всего Рафаэль снялся в десяти фильмах, девять из них - музыкальные. Фильм «Digan lo que digan» – «Пусть говорят» имел у нас в стране колоссальный успех.

За свою жизнь Рафаэль записал чуть ли ни сотню дисков, многие из которых во многих странах издавались неоднократно и становились золотыми по нескольку раз. В настоящее время Рафаэль является обладателем сотен золотых дисков (более 300), десятков платиновых (более 50), и  в 1980 году артист был награжден уникальным "урановым" диском - за 50 млн. проданных экземпляров!

Среди наград Рафаэля имеется множество национальных и международных наград и премий. К наиболее значимым международным наградам можно отнести следующие: «Золотой диск. Лучшему певцу» – награда, полученная Рафаэлем в 1969 году на очень престижном тогда песенном фестивале  MIDEM в Каннах. Символические ключи от таких городов как Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анжелес, Майами (5 раз); несколько премий Греми, США. В 1994 году Рафаэль был удостоен почетного звания «Универсальный испанец», США. Четыре премии «За лучший концерт года», вручаемые Ассоциацией театральных критиков Нью-Йорка. Рафаэль – первый испано-язычный артист, которому посвятили почётную Звезду на Бульваре Славы в Майами. Рафаэль является «Любимым сыном» Аргентины, Чили, Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Перу, Мексики. К не менее почетным наградам Рафаэля можно отнести и тот факт, что некоторые театры в разных странах мира предпочитают открываться именно выступлением Рафаэля. Например, театр «Astros» в Буэнос Айресе был открыт сольным концертом Рафаэля в 1973 году, о чем свидетельствует табличка на стене театра. Сравнительно недавно, осенью 2008 года, состоялось последнее на сегодняшний момент открытие  -  великолепного нового зала на родине в Испании, в Атарфе, что под Гранадой.

Четыре раза (в 1982, 1987, 2005, 2010 годах) Рафаэль был удостоен приглашения на самый серьёзный фестиваль песни на всём американском континенте в Viña del Mar (Чили). Здесь жюри вручает призы артистам лишь тогда, когда этого требует публика, которая зовётся здесь «monstruo» и считается очень требовательной. По настоянию этой публики - monstruo, Рафаэлю были вручены самые высшие призы фестиваля – 3 Серебряных и  5 Золотых факелов, а в 2005 и в 2010 годах кроме них еще и по Серебряной чайке (Золотой чайки не существует). Обычно этот приз  предназначается вовсе не для приглашенных артистов, а для конкурсантов, но в 2005 и в 2010 году зрители фестиваля (зал вмещает около 20 тыс. человек) дважды вынудили жюри вручить его Рафаэлю.

Если говорить об испанских наградах, перечислить их, конечно же, невозможно. Прежде всего, нужно вспомнить о двух городах, улицы которых носят имя Рафаэля. 24 февраля 1996 года наш артист был приглашен в свой родной город Линарес на торжественное открытие улицы Рафаэля. Одну из улиц этого города назвали его именем. А летом того же года на доме, где он родился (ул. Doctor, 4) была установлена табличка с надписью: «Ассоциация друзей Рафаэля…». Это не только место для друзей Рафаэля, но и своего рода музей, посвященный любимому артисту. Год спустя, в июле 1997 года, еще в одном городе - Estepona (побережье Costa del sol) также одну из улиц назвали именем Рафаэля. В 2004 году Рафаэль стал Человеком года в своём дорогом Линаресе.

Среди последних наград Рафаэля хочется выделить следующие: Премия «Lunas» за Лучший живой концерт в Auditorio Nacional (Мексика, 2006); «New Yorker» (США, 2007); Золотая Медаль Андалузии (2007). Человек года (Испания 2008). В ноябре 2009 Мексиканская национальная лотерея выпустила лотерейный билет, посвященный не гражданину Мексики, а иностранному артисту (впервые!) – испанскому певцу Рафаэлю. Билет этот посвящен 50 - летию артистической деятельности Рафаэля – большому юбилею, который Рафаэль, отмечает в 2010 году.

Рафаэль - артист до мозга костей. Записи дисков, телевизионные и радиопередачи - это только лишь одна сторона его артистической деятельности. Главное для него это, пожалуй, живые концерты. Ежегодно Рафаэль дает десятки, а то и сотни сольных концертов, с которыми путешествует по разным странам мира. Именно в концертах он проявляет себя не только как певец, но и как истинный актер, так как каждая его песня - это настоящий маленький спектакль. Многие свои песни Рафаэль исполняет, предлагая зрителям собственную танцевальную аранжировку. Танцует он великолепно, по-испански зажигательно. К тому же полная отдача и непринужденное общение с публикой всегда очень импонирует зрителям.

Не так давно, уже в новом тысячелетии, творческая биография Рафаэля пополнилась еще одним очень важным событием - музыкальным спектаклем «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» по произведению Р. Стивенсона. На главную роль Рафаэля пригласил очень известный в Испании режиссёр Луис Рамирес. Эту очень непростую роль Рафаэль сыграл и спел просто блестяще. Пресса и публика оценили мастерство артиста очень высоко. «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» с Рафаэлем в главной роли более полугода при полном аншлаге шел на сцене одного из мадридских театров. Год спустя спектакль был показан в Барселоне, а затем - в Валенсии. Этот же спектакль с участием другого артиста в главной роли в Испании не имел такого успеха, и идея возобновить его показ опять с Рафаэлем может быть вполне реализована.  Kроме того, мысли об участии уже в другом, не менее ярком музыкальном спектакле, также зародились в голове артиста. Судя по всему, у него уже есть достойное предложение.

Кстати, Рафаэль - это имя или псевдоним? И то и другое. Его зовут Мигель Рафаэль Мартос Санчес. Имя его пишется через «f» а имя Рафаэля  - артиста пишется через «ph» – Raphael, потому что именно с этих букв начинается название фирмы грамзаписи «PHILIPS» на которой был записан первый диск Рафаэля.

ЕГО СЕМЬЯ:
Наталия Фигероа, его супруга, из аристократической семьи (маркиза), журналистка по профессии. Они женаты уже более 35 лет, с июля 1972. Свадьба проходила в полном секрете от всех посторонних. Состоялась она не в Испании, а в Италии, в Венеции, в одном из излюбленных городов Рафаэля, куда он время от времени отправляется на несколько дней для отдыха уже со своей семьей, если выпадает свободное время. В его репертуаре даже есть песня, посвященная этому городу: «Гондольер» (El gondolero).

дети
:
Хакобо - 1973 года - большой поклонник творчества своего отца, главная его опора и помощник, любит кино. Решил заняться режиссурой. Закончив режиссерский факультет одного из университетов США, работает сейчас в киноиндустрии.  Одну из первых своих работ Хакобо посвятил своему отцу. В 1997 году он снял документальный фильм о Рафаэле - артисте, съемки которого проходили в разных странах, где выступал Рафаэль, в том числе и в России. Фильм снимался на деньги, полученные от испанского правительства. Хакобо принимал участие в работе над многосерийным телефильмом «Полицейские», который показывали и по российскому ТВ. В этом фильме снялась молодая актриса Тони Акоста. Она - жена Хакобо. Они поженились в июле 2002 года, У них уже двое детей – мальчик с почти русским именем Николас - 2005 и девочка Хулия - 2008 года.

Алехандра - 1974 года. В детстве обожала балет и несколько лет занималась в балетной школе. Закончила Академию искусств и получила профессию реставратора. Работает в музее Тиссен. В июле 2001 года она вышла замуж. Свадьба проходила в саду дома Рафаэля. Были приглашены 300 человек гостей и 100 официантов! Журналисты на свадьбу, увы, допущены не были. Молодые супруги живут в том же престижном районе, что и сам Рафаэль - в доме, купленном папой для любимой дочки. У молодой четы тоже  уже двое детей: девочка Мануэла – 2003 и мальчик Карлос - 2006.

Мануэль - 1978 года. Любитель спорта. Теннис, футбол, карате.., но это было в детстве. В 2003 году Мануэль закончил Высшую школу бизнеса, но в бизнес пока не пошел, а пошел по стопам отца. Он - солист музыкальной группы «Mota», популярность, которой растёт очень быстро. Они сами сочиняют музыку, выступают пока в не очень больших, но всегда заполненных залах. Вниманием журналистов группа не обделена. О них пишут в прессе, их показывают по ТВ. Они уже успели выпустить несколько дисков и вполне довольны результатами их продаж. Кто знает, может быть, большой успех у них «не за горами»? Рафаэль всегда говорил, что Мануэль рожден быть звездой. В июне 2008 Мануэль женился на подруге детства, дочери известного конгрессмена.  Год спустя у молодых супругов появился первенец по имени Хорхе.

Чтобы дети могли учиться не только в Испании, но и в США, где имеется масса престижных колледжей и университетов, Рафаэль и Наталия приобрели дом во Флориде, на одном из живописнейших островов близ Майами, в котором они проживали в течение нескольких лет, пока дети учились. Дом этот был непростым, он принадлежал когда-то президенту Никсону и был подарен ему его супругой, Пат Никсон. Экскурсоводы небольших экскурсионных катеров, заходивших в бухту, указывая на тот дом, говорили: «Этот дом раньше принадлежал президенту Никсону, сейчас - испанскому певцу Рафаэлю».

А есть ли хобби у Рафаэля? – Конечно. Живопись. Увлечение, которому певец уделяет редкие часы отдыха, если они выпадают. О своих живописных работах Рафаэль не очень высокого мнения. Говорит, что рисует только для себя и своих друзей.

Осенью 1998 года Рафаэль опубликовал книгу своих воспоминаний «¿Y mañana que? » – «А завтра что?». Здесь он с чрезвычайной открытостью и с искренностью рассказывает о многих событиях своей жизни. Написана книга с большим юмором. Поступив в магазины, она тут же вышла на самые первые места по продажам и в том же году стала бестселлером. Пока это только первый том воспоминаний почти на 600 страниц. Второй том, по словам самого Рафаэля, не за горами. Главы из этой книги представлены на нашем сайте.


Есть книги, написанные о Рафаэле другими авторами. Среди них, прежде всего, стоит выделить две: «Su nombre es Raphael» Его имя Рафаэль. Короткая история жизни большого артиста» - 1970 и «Рафаэль и Наталия. Свадьба в секрете» - 1972 (с содержанием книг вы можете ознакомиться у нас на сайте).

В октябре 1994 года на одном из концертов в Барселоне произошел несчастный случай: удар электрическим током, 380 вольт! (за кулисами висел оголенный электрический провод). Результат: потеря сознания и временный паралич левой руки. Певец чудом остался жив, он сумел даже продолжить свой концерт. Факт невероятный. Возможно, его спасло его богатырское здоровье и счастливая судьба.

В 2003 году Рафаэлю пришлось пережить непростой момент в своей жизни - операцию по пересадке печени. Запущенный с детства гепатит "Б" довел его печень до цирроза. Операция была необходима и срочно. К счастью, все обошлось благополучно - 2-го апреля 2003 года для Рафаэля началась новая жизнь. Он очень быстро пошел на поправку, и уже полгода спустя опять вернулся к концертной деятельности, дав трёхчасовой концерт на сцене театра «Zarzuela», где когда-то пережил свой первый настоящий триумф. Журналистам он тогда говорил, что очень счастлив и что готов посвятить себя тому, чтобы сделать счастливыми свою семью,  друзей и свою публику. Еще бы! За период своей болезни он получил СТОЛЬКО! доказательств любви и признания со стороны его верной публики, ТАКУЮ поддержку со стороны семьи и друзей, что этому можно только позавидовать. Его программа «De vuelta» - «Возвращение» прошла в театрах трёх континентов с большим успехом.  В 2004 Рафаэль написал книгу о периоде своей болезни. Называется она «Quiero vivir» - «Хочу жить». Сделал он это по просьбе и настоянию многих,  сумевших убедить его в том, что книга эта поможет людям бороться за свою жизнь в трудные периоды болезни. Весь гонорар от книги он отдал больнице, где его оперировали. Деньги эти пошли на дальнейшие исследования в медицине, связанные с пересадкой органов. С содержанием этой книги вы также сможете ознакомиться у нас на сайте.

В 2005 году Рафаэль представил на суд зрителей новую программу «Cerca de tí», и диск с ее записью мгновенно стал золотым. Во многих залах мира рукоплескали нашему певцу, где его голос, сопровождаемый только роялем, звучал во всей его неповторимой красоте.

В декабре 2008 года своим выступлением в знаменитом театре «Lope de Vega» в Мадриде Рафаэль начал серию концертов с удивительным названием «50 años después» – «50 лет спустя». Этими концертами Рафаэль отмечает полувековой юбилей своей творческой деятельности, празднование которого он  планирует завершить в конце 2010 года, когда исполнятся ровно 50 лет с того момента, как юный Рафаэль впервые ступил на театральные подмостки, исполнив всего лишь 2 песни в скромном  кафе «La Galera». Эти юбилейные гастроли, которые начались в театре «Lope de Vega» и продолжаются на других площадках разных стран мира, можно с полным основанием назвать триумфальными. Они уже собрали сотни тысяч зрителей повсюду и сопровождаются выходом дисков, золотое и платиновое достоинство которых – подлинная оценка мастерства великого артиста. В рамках юбилейного тура в июне 2009 года Рафаэль посетил Москву, дав концерт на престижнейшей сцене в Барвихе, и подарил незабываемые минуты радости своим российским поклонникам.

Рафаэль опять полон планов и проектов, в его рабочем календаре почти нет свободных дней, они расписаны на многие месяцы вперед. И он не собирается покидать сцену. От журналистов он отшучивается: «Еще лет 50 и я уйду». Он чувствует в себе силы и, судя по всему, они у него есть. Мы очень рады за него. От всей души желаем ему новых творческих успехов, хорошего здоровья и счастья.

 

© Мой Рафаэль, 2004-2010

Наталия Фигероа и ее публикации

Наталия Фигероа и Гамбоа, супруга Рафаэля, известная испанская журналистка и публицистка, родилась в аристократической семье 10 августа 1939 года.

Ее отец, маркиз де Санто Флоро, сын графа де Романонеса, был известным деятелем культурной и общественной жизни Испании, который оказал значительное влияние на становление личности будущей писательницы. С очень ранних лет Наталия решила посвятить себя журналистике, начав печататься в семнадцатилетнем возрасте.

Ее первые шаги на телевидении были осуществлены, когда она получила приглашение представлять некоторые программы из цикла "По дорогам Испании" в 1966 году. Оценив способности, которые Наталия с успехом продемонстрировала перед камерой, руководство телевещания Испании предоставило ей возможность вести передачу об эстраде “Magazine Luz verde” (1966-1968), что, кроме всего прочего, позволило ей познакомиться и провести множество интервью с различными значимыми персонами того времени.

Позже она представляла – всегда на общественных каналах – программу “Nuevas gentes” ("Новые люди") в 1968-1969 гг., за которую была награждена Национальной премией телевидения, и несколько позже - “Si las piedras hablaran” ("Если камни заговорят") -  в 1972-1973 гг., где режиссером стал Марио Камус, а сценаристом – Антонио Гала, четырьмя годами ранее создавшие “Пусть говорят”. За эту серию передач в 1974 году она получила премию “Antena de Oro” ("Золотая Антенна").

В июне 1968 года состоялось ее знакомство с Рафаэлем в el Teatro de la Zarzuela, где Рафаэль получал премию, а она – ее вручала. Оба супруга многократно рассказывали об этом эпизоде. Знакомство получило долгое продолжение, которое увенчалось бракосочетанием в  Венеции 14 июля 1972 года.

Raphael y Natalia. La boda del silencio

Рождение трех детей вынудило журналистку покинуть телевидение и несколько отойти от активной профессиональной деятельности, но ее статьи продолжали публиковаться в ведущих изданиях Испании – “АВС” и “La Razón”, неизменно вызывая бесспорный интерес читателей страны. Работа на радио также стала значимой страницей ее творческой деятельности.

Наталия является автором многих книг, среди которых “Decía el viento” – “Говорил ветер” (1957), “Palabras nuevas” – “Новые слова” (1960),  “Tipos de ahora mismo” – “Личности нашего времени” (1970).

В 2007 году вместе с Рафаэлем и Мануэлем Мартосом (группа “MOTA”), их младшим сыном, она приняла участие в качестве  актрисы дубляжа в испанской версии анимационного фильма “Descubriendo a los Robinsons” (“Meet The Robinsons”).

К  сожалению, огромное борльшинство российских читателей никогда не имело возможности познакомиться с работами  Наталии Фигероа.  Мы решили восполнить этот пробел и представить некоторые материалы, принадлежащие перу этой интереснейшей журналистки. В ее творчестве отразилось и знакомство с нашей страной, что, несомненно, весьма ценно для всех нас. Здесь же мы размещаем статьи, посвященные значимым персонам испаноязычной культуры.


© Мой Рафаэль, 2004-2010

Raphael (Рафаэль Мартос Санчес) - 4 CD's
picЖанр: Pop/Latin
Год выпуска диска: 1999
Производитель диска: Испания
Аудио кодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 256 kbps
Продолжительность: 3ч. 23мин. 21сек.
Трэклист:

CD 1

CD 1

1. Y, cуmo es?
2. Los pelegrinitos
3. Et maintenant
4. Nana de la aurora
5. Y me enamorй de ella
6. Celos
7. Tu nombre me lo callo
8. A esa
9. Gracias a la vida
10. Preguntas... preguntas
11. Amor mнo
12. Que seas tъ
13. La canciуn del tamborilero
14. Duerme negrito
15. La hora
16. Acuarela del rнo
17. Que nadie sepa mi sufrir
18. La primera piedra
19. Es difнcil morir de amor
20. Cierro mis ojos
CD 2

CD 2

1. Hablemos del amor
2. A veces llegan cartas
3. Mi vida
4. Le llaman Jesъs!
5. Cuando llega mi amor
6. Despertar al amor
7. Dйjame
8. A la huella, a la huella
9. La noche
10. Se fue
11. Negra Marнa
12. Aleluya del silencio
13. Tema de amor
14. Dos palomitas
15. El gavilбn
16. Como yo te amo
17. Somos
18. Un dнa mбs
19. La mamб
20. A mi manera
CD 3

CD 3

1. Balada de la trompeta
2. I believe
3. Desde aquel dнa
4. Y fuimos dos
5. La llorona
6. El dнa que me quieras
7. Todas las chicas me gustan
8. Ave Marнa
9. El gondolero
10. Provocaciуn
11. Ansiedad
12. La canciуn del trabajo
13. Solamente una vez
14. El indio
15. Se me va
16. Los hombres lloran tambiйn
17. Estuve enamorado
18. La bamba
19. Espera mi amor
20. El oficio de cantor
CD 4

CD 4

1. Yo soy aquel
2. Mi gran noche
3. Payaso
4. Quй sabe nadie
5. La cotilla
6. Un largo camino
7. Hava Naguila
8. Amor, no me quieras tanto
9. Digan lo que digan
10. Noche de ronda
11. Al margen de la vida
12. Quй tal te va sin mн?
13. El golfo
14. En Acapulco
15. Mi amante niсa, mi compaсera
16. Estoy llorando hoy por ti
17. Cuando tъ no estбs
18. Hбblame del mar, marinero
19. Yo sigo siendo aquel
20. Corazуn, corazуn

Доп. информация:

Биография


Когда 40 лет назад на экраны вышел фильм «Пусть говорят», миллионы зрителей во всем мире буквально потеряли голову от исполнителя главной роли – испанского певца Рафаэля. Несколько часов назад я побывал на Его концерте…

Начну с того, что я как ученого-психолога гораздо больше уважаю и ценю аристократичного философа Отто фон Вейнингера, чем известного массам (в том смысле, что практически все знают это имя) Зигмунда Фрейда. Но вот в одном с последним товарищем не согласиться сложно: мы все родом из детства, если что-то надо понять в человеке – прямо бегите в оное детство с лупой, осмотрите место происшествия – и все станет объяснимым. Сейчас я в такой эйфории, что прежде, чем начать анализировать вокальное и драматическое мастерство знаменитого певца, я воскрешу в памяти фильм «Пусть говорят».

Я родился в очень неудачный в плане культурного контекста момент – в 1982 году. Вокруг – застой, впереди – еще лучше (перестройка), потом – еще приятнее («шальные 90-е»). Но моя мама большой молодец – она всегда больше уделяла внимание своему ребенку, чем своей одежде и вообще себе. В итоге, начиная, лет с пяти-семи и далее по тексту, я посмотрел через видео-магнитофон (который тогда был редкостью) все главные шедевры мирового кино: от «Унесенных ветром» - до музыкальных фильмов с участием Марио Ланца и Дины Дурбин. Нет, конечно, Висконти, Параджанова и Жана Кокто я разыскал уже позже и самостоятельно, и за результаты моего восторга перед ними на матери моей вины нет, однако вкус (а вкус - по моему убеждению – это судьба) был привит с детства.

Так вот посреди Анжелики «маркизы ангелов», короля и усиков Кларка Гейбла в Новом свете, я увидел и услышал пылкого юношу, который играл пылкого юношу, разыскивающего своего старшего брата-пианиста (далее – фабула «Пусть говорят»). Этот брат вначале посылал ему деньги на обучение вокалу, а потом загадочно пропал. Юноша приезжает на поиски в солнечную Аргентину, знакомится с девушкой в блузке неприятного цвета, с невероятной правдой жизни (Станиславский бы плакал) в нее влюбляется, но в итоге оказывается, что она давно и тупо обожает помянутого мной старшего брата, который похож на старого урода и сидит в тюрьме. Нет необходимости и говорить о том, что эту «Бьянку» я возненавидел моментально. Оценивать одним словом этот сюжет я в дамском издании не стану, тем более что всю ситуацию меняют изумительные песни и их неподражаемое исполнение. В итоге, конечно, Рафаэль стал одним из самых мною любимых эстрадных исполнителей. Здесь в качестве метафоры следует вспомнить сюжет другого знаменитого музыкального фильма, по которому сходила с ума вся страна Советов – «Возраста любви». Там молодой человек влюбляется в дочку певицы, которую когда-то любил его отец, но дед молодого человека помешал браку «певички» и юриста-аристократа (сына). Такова и сегодняшняя история с Рафаэлем: моя мама с трепетом аплодировала ему на концертах в 70-х, и теперь вот я уже дошел до того, что пишу о нем статью для журнала «Всегда женщина» (к вопросу о том, куда приводит родительская любовь).

Тем не менее, должен признаться, что изначально я проявил некоторое малодушие. Да, я регулярно и с восторгом слушал старые записи Рафаэля (и в моем спектакле «Немецкая сага» звучит его «Tema de amor»), но все же я сам частенько балуюсь публичным исполнением оперных арий и неаполитанских песен, а потому понимаю, что значит возраст для вокалиста, а тем более – для эстрадника. Сами знаете, как тяжело иногда наблюдать артиста, который потерял форму и голос: пример великого Магомаева, к большому сожалению, никого из его коллег не вдохновил (а многим бы давно следовало…). Так вот, проявив энергию средней силы, чтобы раздобыть билет, побрюзжав в компаниях знакомых про развлечения «зажравшейся Рублевки» (выступление Рафаэля проходило в новом концертном зале, построенном в деревеньке Барвиха и, судя по ценам на билеты, предназначенном исключительно для посещения тонкими и рафинированными знатоками искусства из числа местных), я как-то лениво отправился в Подмосковье. Причем, приехал (не делая запас времени на очевидные пробки) только за полчаса до концерта. Коротая эти полчаса, я опять, но уже без собеседников, побрюзжал про бутики Рублевки («тихо сам с собою я веду беседу»), злобно и саркастично ухмыльнулся, завидев девушек постбальзаковского возраста с охапками цветов (ну, естественно, море вкуса – большинство принесли розы цвета губной помады сельской бухгалтерши на длинном и мощном стебле – ростом повыше Рафаэля). Затем я лениво и с прогрессивным призрением к реформаторам 90-х выпил откровенно невкусный кофе за 700 рублей + чаевые (я вообще не хотел пить, но просто из принципа – мол, «подавитесь своими деньгами!»). В пять минут восьмого я занял место в зале, модный дизайн которого не предвещал вероятности появления акустического эффекта. Настроение клонилось к вечеру. Но вдруг!..

На сцене появился сам Рафаэль: он вышел вперед солистов своего ансамбля (хочу сразу подчеркнуть – это девять блестящих музыкантов), с нетерпением переждал возложение цветов к живому «монументу» и… запел. Вначале – а капелла и без (!) микрофона, потом его поддержал оркестр. После первой же песни, я вошел в состояние восторга, переходящего в шок и эйфорию, которая продлилась до конца его выступления - и вот до сих пор не могу успокоиться. Переходя на краткие формулировки: певец не просто не потерял форму, но приобрел потрясающую технику владения резонаторами и дыханием, он замечательно звучит во всех регистрах и блестяще справляется со сложнейшим репертуаром (от народных испанских песен, до хитов его молодости и «Моего пути» Синатры). Однако еще большее впечатление производит его неимоверный артистизм, талант драматического артиста: каждая песня в исполнении Рафаэля – это настоящий спектакль. Есть такая избитая фраза «играть, как в последний раз» - так вот Рафаэль поет, как будто в «самый последний» раз! На самом деле, совершенно пустое занятие – пытаться передать словами все, что я слышал и видел, потому что это была настоящая страсть, восторг, красота в пении и танце (а какой он танцор!). Артист умудрился сохранить не только вокальную технику, но и юношескую фигуру, абсолютную гибкость и выдающуюся движенческую пластику.

И вот, что, в связи с вышеперечисленным, я хочу вам ответственно заявить: ну, и к черту все это брюзжание про Рублевку! Главное, что я был свидетелем настоящего чуда искусства! Какая в итоге метафизическая разница, кто, куда и зачем певца привез? А те, кто якобы были «не зажравшиеся» - вообще поставили Рафаэля под запрет во вторую половину советского «застоя»: пресса поносила, пластинки не выходили, границу для него закрыли (но об этом – позже). Вообще, брюзжать – стыдно! Хочешь слушать гениального певца – пробивайся, заслужи! Нет безвыходных ситуаций! Нет громадной суммы на билет – проведите спецоперацию. Ну, не знаю… Увидели за два месяца афишу: дыхание участилось, в зобу сперло, зрачки расширились – и, вместо того, чтобы брюзжать про Чубайса, устройтесь по совместительству в обслуживающий персонал зала - хоть уборщицей (билетеры там – все сплошь красивые эфебы – очевидно, чтобы гармонировали со вкусом кофе), под покровом дня проберитесь в зал (или соблазните охранника) – и наслаждайтесь Рафаэлем! Все просто! И, хочу подчеркнуть, что История конструирует смыслы и поперек комфорта, и поперек нравственности: война устраивает судьбоносные встречи, порождает целые жанры в литературе, музыке и живописи, кровавая революция – выдвигает на сцену Наполеона, которого Гете называл «мировой душой»; творчески переживая ужасы древней чумы, поэт Пушкин сочиняет свой гениальный «Пир», трагическое извержение Везувия сохраняет на века облик древнего города, который, миновав это бедствие, стал бы жертвой времени и тлена.

Но вернемся к концерту. Надо сказать, что практически после каждой песни зал аплодировал стоя: Рафаэль совершает практически невозможный режиссерский трюк, увеличивая эффект воздействия много раз (обычно, исполнители рассчитывают свои силы на создание сногсшибательного эффекта лишь в финале); он поет, не давая себе ни минуты отдыха (прочие исполнители зачастую разбавляют свои выходы оркестровыми композициями). Его мимика выражает муки влюбленного, его жесты – это мужественность, задор молодости и какое-то ощущение гордости и достоинства. Я даже не буду говорить, что случилось со зрителями, когда певец с закинутым за плечо пиджаком в эффектной проходке по лесенке на втором плане, исполнил песню из легендарного фильма. Это неописуемо. Но, когда зазвучала «Amor mio» (кстати, именно с таким родовым окончанием) мы стали свидетелями следующей театральной сцены: одна дама, солидной комплекции и с букетом, очевидно, почувствовала, что Рафаэль не переживет, если во время этой страстной исповеди, эта дама не донесет до него свой букет и понимание его с 70-х годов затаенной трагедии. Причем, театральности мизансцене добавило то, что зрительница сидела в самой середине своего ряда и, выдвигаясь, на позиции своего кумира, она не обращала внимания на «маленьких людей», воспетых Достоевским и отпетых Чеховым – проще говоря, не испорченная модными ныне диетами дама с гвоздиками, пошла прямо по зрителям (даже не по их ногам). Но, спасибо законам «зажравшейся Рублевки», мускулистые охранники девственность испанского мэтра сберегли.

Когда анализируют творчество того или иного артиста, его часто сравнивают с коллегами. Надо признать, что мне сложно сравнить Рафаэля с кем бы то ни было. Был, конечно, Морис Шевалье, который пел до старости, имел великолепный набор умений актера мюзик-холла (танец, жест, чувство мизансцены), но он не обладал столь редкими вокальными данными и таким чувством трагизма. В этом Рафаэль схож с Эдит Пиаф (его любимой певицей). По вокалу и энергетическому заряду в один ряд с Рафаэлем может быть поставлен, пожалуй, только молодой Муслим Магомаев. Вообще у них есть общие черты. Я даже могу себе позволить предположить, что, если бы Муслим изначально как артист развивался на Западе, то он бы использовал и танец, и еще более яркую жестикуляцию: все это в нем было в ранней молодости – например, в исполнении им каватины Фигаро, но СССР предполагал реализацию репертуара не только о любви, но еще и о свадьбе, поэтому, так сказать, не все сложилось. Однако есть еще один нюанс, а вернее стойкое и отчетливое внутреннее мое ощущение, касающееся эмоциональности и смысла работы Рафаэля на сцене.

Я, естественно, не могу утверждать, но каждый раз, когда он исполнял лирическую композицию, у меня в воображении возникал некий абстрактный сюжет, из которого следует, что Рафаэль все эти песни и уже много лет поет в память о какой-то своей юношеской, скорее всего, неразделенной любви. И именно отсюда все его характерные жесты вызова, гордого негодования, непонимания ответного непонимания и истовой веры в мечту. Это сложно объяснить – это надо просто внимательно присмотреться – и контуры подобной мотивации явственно проступят. Могу сказать, что ни у одного другого артиста я похожей истории на «втором плане», в подсознании не замечал. Но это лишь версия.

А теперь я предлагаю вернутся немного назад – и вспомнить недалекое прошлое. В советском прокате фильм «Пусть говорят» вышел в 1970 году – и стал самым кассовым, а в рубрике «зарубежное кино» публика признала его лучшим. По стране прокатилась волна «рафаэлизма»: были выпущены пластинки – и из всех окон слышались его песни. В 1971 году Рафаэль был впервые приглашен на гастроли в Союз. Выступления в Ленинграде прошли с немыслимым успехом, который был повторен в Москве: певец 4 раза собирал аншлаг во Дворце спорта в Лужниках (а это 14 000 зрителей), потом был еще дополнительный закрытый концерт в театре Эстрады и еще три концерта в театре Оперетты, затем два в киноконцертном зале «Октябрь» и один – для студентов МГУ. Через год Рафаэль вновь посетил СССР – на этот раз он дал 40-дневнй тур по городам и республикам СССР: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Баку, Тбилиси, Ташкент – и везде ему сопутствовал необычайный успех. Потом было еще несколько приездов, но вскоре ситуация резко изменилась.

Неожиданно для миллионов советских поклонников певца, он был запрещен. Сначала началась травля в центральной прессе, затем из магазинов изъяли его пластинки, и вскоре отказала во въезде. Существует несколько версий, объясняющих подобное поведение властей. По одной из них, Рафаэль как-то недальновидно тепло высказался о некогда фашистском режиме генерала Франко (который столько десятилетий никому не мешал – и вообще не стране ГУЛАГа кого-то учить политической нравственности); по другой версии, озвученной отечественными печатными СМИ и «сарафанным радио», певец открыто позволил себе то, что в «совдепии» спускали с рук только Рихтеру, Махмуду Эсамбаеву и примерному мужу Любови Орловой Александрову (о ныне живых – умолчу). Однако эту версию, я так же ни подтвердить, ни опровергнуть, к сожалению, не могу (но работу над ней пока не прекращаю).

Есть еще одна – третья версия, которая мне кажется весьма убедительной (возможно, в сочетании с одной из упомянутых выше): Рафаэль стал самым популярным эстрадным исполнителем в СССР, а этого не могли ему простить ни его отечественные коллеги, ни идеологические стратеги из Министерства культуры. У нас не только балет, цирк, «родина слонов», но и эстрада – тоже первая в мире (одна «Песня о Щорсе», чего стоит!). Самое занятное, что ровно по этой же причине Рафаэля целенаправленно замалчивают и сегодня – причем, на всех телеканалах: на его фоне (не важно – молодого, старого) все наши «мэтры» и все убожество с «фабрик» даже в глазах сто раз обдуренной аудитории проиграет – такое сравнение коммерчески смертельно опасно! Вот этот факт я уже знаю лично и, что называется, из первых рук. Будем только надеяться, что после последнего триумфа гранда сцены – никто из безголосых «полуфабрикатов» не станет похабить его шлягеры (хотя, если бы нашелся какой-нибудь молодой Пол Анка или Магомаев – было бы совсем недурно: но лично мне достаточно оригинальных записей).

 

Теперь стоит сказать несколько слов о Рафаэле – звезде мирового музыкального Олимпа. Он единственный на планете артист, обладающий «урановым» диском – за 50 миллионов проданных пластинок! К нему должны быть приложены 49 «платиновых» и 327 «золотых» дисков, несколько премий «Грэмми» и символические ключи от Нью-Йорка, Чикаго и Майями (кстати, на соседнем с этим городом острове певец недавно купил виллу, которая некогда принадлежала президенту Никсону).

А сейчас мы должны приступить к наименее для меня интересному разделу – биографии артиста: как я уже не раз писал на страницах нашего журнала (да и не только здесь), для художника все, связанное с бытом, паспортом и социальным контекстом – имеет весьма скромнее значение: главное – творчество. Ну, посудите сами: сколько миллионов родились в тот же год, в том же государстве, в том же социальном слое, с тем же именем из святцев, с тем же набором рук и ног… Но вот судьба иная, душа иная! Итак, Мигель Рафаэль Мартос Санчес родился 5 мая 1943 года (так - в паспорте, но в некоторых источники называют – и не без основания - 1941 год) в андалузском городке Линарес в семье строителя-каменщика. Когда ребенку было три года, родители переехали в Мадрид – к сестре отца, где жили весьма скромно (семейный бюджет необходимо было рассчитывать еще на трех братьев Рафаэля). Приличное образование стоит денег – а их в семье Мартоса всегда не хватало, поэтому в пять лет Рафаэля отдали в хор одной из приходских школ столицы. Однако за плохое поведение и дерзости его неоднократно исключали из школы (но возвращали как любимца прихожан, привыкших к его чудесному голосу). В восемь лет он занял первое место на международном конкурсе в Зальцбурге (приз за лучший детский голос). В шестнадцать лет он твердо решил стать профессиональным певцом. Поначалу Рафаэль пробовал свои силы, выступая в ночных кабаре, потом в небольших концертных залах.

Впервые серьезный успех пришел к нему в 1962 году на конкурсе Евровидения. А в 1965 году произошло знаменательное событие - сольный концерт в одном из главных мадридских театров - "Сарсуэла". До этого в Испании сольных концертов никто никогда не давал! На организацию концерта ушли все сбережения Рафаэля. Однако успех окупил все - полный зал скандировал «браво».

Затем последовал еще успех, принесший ему большую славу - 1966 год - его второй конкурс Евровидения, с которого он вернулся на родину национальным героем. Вскоре последовали контракты и гастроли: США, Латинская Америка, Европа, Австралия. Лучшие концертные залы: парижская «Олимпия», Лондонский «Palladium», «Paramount», «Карнеги-холл», «Madison Square Garden», «Radio City» в Нью Йорке, «Дом Оперы» в Сиднее, театр Лопе Де Вега в Мадриде. Певца так же стали приглашать сниматься в кино (всего Рафаэль снялся в десяти фильмах, девять из них – музыкальные).

Судьба этого необыкновенного артиста может показаться совершенно безоблачной, но было достаточно событий, когда Рафаэль оказывался на краю гибели. Так в 1994 году во время концерта Барселоне он, по своему обыкновению, во время финального оркестрового проигрыша, на несколько мгновений вышел за кулисы, и случайно прикоснулся к оголенному проводу, который был под напряжением 380 вольт! Однако эта смертельная доза не заставила артиста прервать концерт – он допел, однако заработал временный паралич левой руки (в это просто невозможно поверить после нынешнего московского концерта – ведь его руки пластичны, как у балетного танцовщика!). Может быть, эта шутка покажется не совсем неудачной, но я не могу не вспомнить знаменитого французского шансонье Жильбера Беко, которого пресса за темперамент называла «месье 220 вольт»: после того несчастного случая Рафаэль вполне заслужил титул «сеньор 380 вольт». Другой факт, заслуживающий внимания: 2 апреля 2003 года певцу пересадили печень (гепатит «В» был застарелой болезнью, запущенной с молодости). И опять-таки, учитывая эту операцию, я могу только восторгаться тем, как он владеет своим вокальным аппаратом!

В последние годы Рафаэль обнаружил настоящую страсть к живописи (хотя сам относится к этому с иронией): и в этом хобби он присоединился к своим коллегам – Карелу Готту и Лучиано Паваротти. Он так же написал увесистый первый (пока) том своих мемуаров. Завершая статью, я просто хочу признаться: это такое счастье, когда можно кем-то безоговорочно восхищаться!*

 

Опубликовано: журнал «Всегда женщина», август 2009 г.

html counterсчетчик посетителей сайта

Скорость интернета

AMOBIL.RU – Автомобили в России.

Поисковый анализ сайта

Rambler's Top100

HotLog

 

Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

© Forastero

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz