Биография РафаэляРафаэль (полное имя: Мигель Рафаэль Мартос Санчес - Rafael Miguel Martos Sánchez) родился 5 мая 1945 года (в некоторых источниках фигурирует 1943 год, но мы склоняемся больше к 1945, так как в своих интервью Рафаэль неоднократно говорил, что вынужден был прибавить себе два года, чтобы ему разрешили принимать участие во "взрослых" конкурсах) Заработка отца не хватало, чтобы дать хорошее образование всем детям.
Первый большой успех пришёл к нему в 1962 году. Рафаэль принял участие в 4-ом конкурсе испанской песни в Бенидорме, чрезвычайно престижном в то время. Он исполнил несколько песен, и с песней «Llevan» завоевал приз Лучшего исполнителя. Остальные песни получили соответственно 2-е, 3-е, 5-е, 8-е 9-е места. 1965 год принес ему еще один очень крупный успех - сольный концерт в одном из лучших столичных театров - театре "Zarzuela". До этого в Испании сольных концертов никто никогда не давал. Впервые это сделал Рафаэль. Это был ход «ва-банк». На его организацию ушли все сбережения Рафаэля. Затем последовали еще успехи, принесшие ему Его еще приглашают сниматься в кино. Всего Рафаэль снялся в десяти фильмах, девять из них - музыкальные. Фильм «Digan lo que digan» – «Пусть говорят» имел у нас в стране колоссальный успех. За свою жизнь Рафаэль записал чуть ли ни сотню дисков, многие из которых во многих странах издавались неоднократно и становились золотыми по нескольку раз. В настоящее время Рафаэль является Среди наград Рафаэля имеется множество национальных и международных наград и премий. К наиболее значимым международным наградам можно отнести следующие: «Золотой диск. Лучшему певцу» – награда, полученная Рафаэлем в 1969 году на очень престижном тогда песенном фестивале MIDEM в Каннах. Символические ключи от таких городов как Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анжелес, Майами (5 раз); несколько премий Греми, США. В 1994 году Рафаэль был удостоен почетного звания «Универсальный испанец», США. Четыре премии «За лучший концерт года», вручаемые Ассоциацией театральных критиков Нью-Йорка. Четыре раза (в 1982, 1987, 2005, 2010 годах) Рафаэль был удостоен приглашения на самый серьёзный фестиваль песни на всём американском континенте в Viña del Mar (Чили). Здесь жюри вручает призы артистам лишь тогда, когда этого требует публика, которая зовётся здесь «monstruo» и считается очень требовательной. По настоянию этой публики - monstruo, Рафаэлю были вручены самые высшие призы фестиваля – 3 Серебряных и 5 Золотых факелов, а в 2005 и в 2010 годах кроме них еще и по Серебряной чайке (Золотой чайки не существует). Обычно этот приз предназначается вовсе не для приглашенных артистов, а для конкурсантов, но в 2005 и в 2010 году зрители фестиваля (зал вмещает около 20 тыс. человек) дважды вынудили жюри вручить его Рафаэлю. Если говорить об испанских наградах, перечислить их, конечно же, невозможно. Прежде всего, нужно вспомнить о двух городах, улицы которых носят имя Рафаэля. 24 февраля 1996 года наш артист был приглашен в свой родной город Линарес на торжественное открытие улицы Рафаэля. Одну из улиц этого города назвали его именем. А летом того же года на доме, где он родился (ул. Doctor, 4) была установлена табличка с надписью: «Ассоциация друзей Рафаэля…». Среди последних наград Рафаэля хочется выделить следующие: Премия «Lunas» за Лучший живой концерт в Auditorio Nacional (Мексика, 2006); «New Yorker» (США, 2007); Золотая Медаль Андалузии (2007). Человек года (Испания 2008). В ноябре 2009 Мексиканская национальная лотерея выпустила лотерейный билет, посвященный не гражданину Мексики, а иностранному артисту (впервые!) – испанскому певцу Рафаэлю. Билет этот посвящен 50 - летию артистической деятельности Рафаэля – большому юбилею, который Рафаэль, отмечает в 2010 году. Рафаэль - артист до мозга костей. Записи дисков, телевизионные и радиопередачи - это только лишь одна сторона его артистической деятельности. Главное для него это, пожалуй, живые концерты. Ежегодно Рафаэль дает десятки, а то и сотни сольных концертов, с которыми путешествует по разным странам мира. Именно в концертах он проявляет себя не только как певец, но и как истинный актер, так как каждая его песня - это настоящий маленький спектакль. Многие свои песни Рафаэль исполняет, предлагая зрителям собственную танцевальную аранжировку. Танцует он великолепно, по-испански зажигательно. К тому же полная отдача и непринужденное общение с публикой всегда очень импонирует зрителям.
Кстати, Рафаэль - это имя или псевдоним? И то и другое. Его зовут Мигель Рафаэль Мартос Санчес. Имя его пишется через «f» а имя Рафаэля - артиста пишется через «ph» – Raphael, потому что именно с этих букв начинается название фирмы грамзаписи «PHILIPS» на которой был записан первый диск Рафаэля. ЕГО СЕМЬЯ: Алехандра - 1974 года. В детстве обожала балет и несколько лет занималась в балетной школе. Закончила Академию искусств и получила профессию реставратора. Работает в музее Тиссен. В июле 2001 года она вышла замуж. Свадьба проходила в саду дома Рафаэля. Были приглашены 300 человек гостей и 100 официантов! Журналисты на свадьбу, увы, допущены не были. Молодые супруги живут в том же престижном районе, что и сам Рафаэль - в доме, купленном папой для любимой дочки. У молодой четы тоже уже двое детей: девочка Мануэла – 2003 и мальчик Карлос - 2006. Мануэль - 1978 года. Любитель спорта. Теннис, футбол, карате.., но это Чтобы дети могли учиться не только в Испании, но и в США, где имеется масса престижных колледжей и университетов, Рафаэль и Наталия – А есть ли хобби у Рафаэля? – Конечно. Живопись. Увлечение, которому певец уделяет редкие часы отдыха, если они выпадают. О своих живописных работах Рафаэль не очень высокого мнения. Говорит, что рисует только для себя и своих друзей. Осенью 1998 года Рафаэль опубликовал книгу своих воспоминаний «¿Y mañana que? » – «А завтра что?». Здесь он с чрезвычайной открытостью и с искренностью рассказывает о многих событиях своей жизни. Написана книга с большим юмором. Поступив в магазины, она тут же вышла на самые первые места по продажам и в том же году стала бестселлером. Пока это только первый том воспоминаний почти на 600 страниц. Второй том, по словам самого Рафаэля, не за горами. Главы из этой книги представлены на нашем сайте.
В октябре 1994 года на одном из концертов в Барселоне произошел несчастный случай: удар электрическим током, 380 вольт! (за кулисами висел оголенный электрический провод). Результат: потеря сознания и временный паралич левой руки. Певец чудом остался жив, он сумел даже продолжить свой концерт. Факт невероятный. Возможно, его спасло его богатырское здоровье и счастливая судьба. В 2003 году Рафаэлю пришлось пережить непростой момент в своей жизни - операцию по пересадке печени. Запущенный с детства гепатит "Б" довел В 2005 году Рафаэль представил на суд зрителей новую программу «Cerca de tí», и диск с ее записью мгновенно стал золотым. Во многих залах мира рукоплескали нашему певцу, где его голос, сопровождаемый только роялем, звучал во всей его неповторимой красоте.
Рафаэль опять полон планов и проектов, в его рабочем календаре почти нет свободных дней, они расписаны на многие месяцы вперед. И он не собирается покидать сцену. От журналистов он отшучивается: «Еще лет 50 и я уйду». Он чувствует в себе силы и, судя по всему, они у него есть. Мы очень рады за него. От всей души желаем ему новых творческих успехов, хорошего здоровья и счастья.
© Мой Рафаэль, 2004-2010 Наталия Фигероа и ее публикации
Ее отец, маркиз Ее первые шаги на телевидении были осуществлены, когда она получила приглашение представлять некоторые программы из цикла "По дорогам Испании" в 1966 году. Оценив способности, которые Наталия с успехом продемонстрировала перед камерой, руководство телевещания Испании предоставило ей возможность вести передачу об эстраде “Magazine Luz verde” (1966-1968), что, кроме всего прочего, позволило ей познакомиться и провести множество интервью с различными значимыми персонами того времени. Позже она представляла – всегда на общественных каналах – программу “Nuevas gentes” ("Новые люди") в 1968-1969 гг., за которую была награждена Национальной премией телевидения, и несколько позже - “Si las piedras hablaran” ("Если камни заговорят") - в 1972-1973 гг., где режиссером стал Марио Камус, а сценаристом – Антонио Гала, четырьмя годами ранее создавшие “Пусть говорят”. За эту серию передач в 1974 году она получила премию “Antena de Oro” ("Золотая Антенна").
Raphael y Natalia. La boda del silencio Рождение трех детей вынудило журналистку покинуть телевидение и несколько отойти от активной профессиональной деятельности, но ее статьи продолжали публиковаться в Наталия является автором многих книг, среди которых “Decía el viento” – “Говорил ветер” (1957), “Palabras nuevas” – “Новые слова” (1960), “Tipos de ahora mismo” – “Личности нашего времени” (1970). В 2007 году вместе с Рафаэлем и Мануэлем Мартосом (группа “MOTA”), их младшим сыном, она приняла участие в качестве актрисы дубляжа в испанской версии анимационного фильма “Descubriendo a los Robinsons” (“Meet The Robinsons”).
© Мой Рафаэль, 2004-2010 Raphael (Рафаэль Мартос Санчес) - 4 CD's CD 1 CD 11. Y, cуmo es?2. Los pelegrinitos 3. Et maintenant 4. Nana de la aurora 5. Y me enamorй de ella 6. Celos 7. Tu nombre me lo callo 8. A esa 9. Gracias a la vida 10. Preguntas... preguntas 11. Amor mнo 12. Que seas tъ 13. La canciуn del tamborilero 14. Duerme negrito 15. La hora 16. Acuarela del rнo 17. Que nadie sepa mi sufrir 18. La primera piedra 19. Es difнcil morir de amor 20. Cierro mis ojos CD 2 CD 21. Hablemos del amor2. A veces llegan cartas 3. Mi vida 4. Le llaman Jesъs! 5. Cuando llega mi amor 6. Despertar al amor 7. Dйjame 8. A la huella, a la huella 9. La noche 10. Se fue 11. Negra Marнa 12. Aleluya del silencio 13. Tema de amor 14. Dos palomitas 15. El gavilбn 16. Como yo te amo 17. Somos 18. Un dнa mбs 19. La mamб 20. A mi manera CD 3 CD 31. Balada de la trompeta2. I believe 3. Desde aquel dнa 4. Y fuimos dos 5. La llorona 6. El dнa que me quieras 7. Todas las chicas me gustan 8. Ave Marнa 9. El gondolero 10. Provocaciуn 11. Ansiedad 12. La canciуn del trabajo 13. Solamente una vez 14. El indio 15. Se me va 16. Los hombres lloran tambiйn 17. Estuve enamorado 18. La bamba 19. Espera mi amor 20. El oficio de cantor CD 4 CD 41. Yo soy aquel2. Mi gran noche 3. Payaso 4. Quй sabe nadie 5. La cotilla 6. Un largo camino 7. Hava Naguila 8. Amor, no me quieras tanto 9. Digan lo que digan 10. Noche de ronda 11. Al margen de la vida 12. Quй tal te va sin mн? 13. El golfo 14. En Acapulco 15. Mi amante niсa, mi compaсera 16. Estoy llorando hoy por ti 17. Cuando tъ no estбs 18. Hбblame del mar, marinero 19. Yo sigo siendo aquel 20. Corazуn, corazуn Доп. информация: Биография |
Начну с того, что я как ученого-психолога гораздо больше уважаю и ценю аристократичного философа Отто фон Вейнингера, чем известного массам (в том смысле, что практически все знают это имя) Зигмунда Фрейда. Но вот в одном с последним товарищем не согласиться сложно: мы все родом из детства, если что-то надо понять в человеке – прямо бегите в оное детство с лупой, осмотрите место происшествия – и все станет объяснимым. Сейчас я в такой эйфории, что прежде, чем начать анализировать вокальное и драматическое мастерство знаменитого певца, я воскрешу в памяти фильм «Пусть говорят». Я родился в очень неудачный в плане культурного контекста момент – в 1982 году. Вокруг – застой, впереди – еще лучше (перестройка), потом – еще приятнее («шальные 90-е»). Но моя мама большой молодец – она всегда больше уделяла внимание своему ребенку, чем своей одежде и вообще себе. В итоге, начиная, лет с пяти-семи и далее по тексту, я посмотрел через видео-магнитофон (который тогда был редкостью) все главные шедевры мирового кино: от «Унесенных ветром» - до музыкальных фильмов с участием Марио Ланца и Дины Дурбин. Нет, конечно, Висконти, Параджанова и Жана Кокто я разыскал уже позже и самостоятельно, и за результаты моего восторга перед ними на матери моей вины нет, однако вкус (а вкус - по моему убеждению – это судьба) был привит с детства. Так вот посреди Анжелики «маркизы ангелов», короля и усиков Кларка Гейбла в Новом свете, я увидел и услышал пылкого юношу, который играл пылкого юношу, разыскивающего своего старшего брата-пианиста (далее – фабула «Пусть говорят»). Этот брат вначале посылал ему деньги на обучение вокалу, а потом загадочно пропал. Юноша приезжает на поиски в солнечную Аргентину, знакомится с девушкой в блузке неприятного цвета, с невероятной правдой жизни (Станиславский бы плакал) в нее влюбляется, но в итоге оказывается, что она давно и тупо обожает помянутого мной старшего брата, который похож на старого урода и сидит в тюрьме. Нет необходимости и говорить о том, что эту «Бьянку» я возненавидел моментально. Оценивать одним словом этот сюжет я в дамском издании не стану, тем более что всю ситуацию меняют изумительные песни и их неподражаемое исполнение. В итоге, конечно, Рафаэль стал одним из самых мною любимых эстрадных исполнителей. Здесь в качестве метафоры следует вспомнить сюжет другого знаменитого музыкального фильма, по которому сходила с ума вся страна Советов – «Возраста любви». Там молодой человек влюбляется в дочку певицы, которую когда-то любил его отец, но дед молодого человека помешал браку «певички» и юриста-аристократа (сына). Такова и сегодняшняя история с Рафаэлем: моя мама с трепетом аплодировала ему на концертах в 70-х, и теперь вот я уже дошел до того, что пишу о нем статью для журнала «Всегда женщина» (к вопросу о том, куда приводит родительская любовь). Тем не менее, должен признаться, что изначально я проявил некоторое малодушие. Да, я регулярно и с восторгом слушал старые записи Рафаэля (и в моем спектакле «Немецкая сага» звучит его «Tema de amor»), но все же я сам частенько балуюсь публичным исполнением оперных арий и неаполитанских песен, а потому понимаю, что значит возраст для вокалиста, а тем более – для эстрадника. Сами знаете, как тяжело иногда наблюдать артиста, который потерял форму и голос: пример великого Магомаева, к большому сожалению, никого из его коллег не вдохновил (а многим бы давно следовало…). Так вот, проявив энергию средней силы, чтобы раздобыть билет, побрюзжав в компаниях знакомых про развлечения «зажравшейся Рублевки» (выступление Рафаэля проходило в новом концертном зале, построенном в деревеньке Барвиха и, судя по ценам на билеты, предназначенном исключительно для посещения тонкими и рафинированными знатоками искусства из числа местных), я как-то лениво отправился в Подмосковье. Причем, приехал (не делая запас времени на очевидные пробки) только за полчаса до концерта. Коротая эти полчаса, я опять, но уже без собеседников, побрюзжал про бутики Рублевки («тихо сам с собою я веду беседу»), злобно и саркастично ухмыльнулся, завидев девушек постбальзаковского возраста с охапками цветов (ну, естественно, море вкуса – большинство принесли розы цвета губной помады сельской бухгалтерши на длинном и мощном стебле – ростом повыше Рафаэля). Затем я лениво и с прогрессивным призрением к реформаторам 90-х выпил откровенно невкусный кофе за 700 рублей + чаевые (я вообще не хотел пить, но просто из принципа – мол, «подавитесь своими деньгами!»). В пять минут восьмого я занял место в зале, модный дизайн которого не предвещал вероятности появления акустического эффекта. Настроение клонилось к вечеру. Но вдруг!.. На сцене появился сам Рафаэль: он вышел вперед солистов своего ансамбля (хочу сразу подчеркнуть – это девять блестящих музыкантов), с нетерпением переждал возложение цветов к живому «монументу» и… запел. Вначале – а капелла и без (!) микрофона, потом его поддержал оркестр. После первой же песни, я вошел в состояние восторга, переходящего в шок и эйфорию, которая продлилась до конца его выступления - и вот до сих пор не могу успокоиться. Переходя на краткие формулировки: певец не просто не потерял форму, но приобрел потрясающую технику владения резонаторами и дыханием, он замечательно звучит во всех регистрах и блестяще справляется со сложнейшим репертуаром (от народных испанских песен, до хитов его молодости и «Моего пути» Синатры). Однако еще большее впечатление производит его неимоверный артистизм, талант драматического артиста: каждая песня в исполнении Рафаэля – это настоящий спектакль. Есть такая избитая фраза «играть, как в последний раз» - так вот Рафаэль поет, как будто в «самый последний» раз! На самом деле, совершенно пустое занятие – пытаться передать словами все, что я слышал и видел, потому что это была настоящая страсть, восторг, красота в пении и танце (а какой он танцор!). Артист умудрился сохранить не только вокальную технику, но и юношескую фигуру, абсолютную гибкость и выдающуюся движенческую пластику. И вот, что, в связи с вышеперечисленным, я хочу вам ответственно заявить: ну, и к черту все это брюзжание про Рублевку! Главное, что я был свидетелем настоящего чуда искусства! Какая в итоге метафизическая разница, кто, куда и зачем певца привез? А те, кто якобы были «не зажравшиеся» - вообще поставили Рафаэля под запрет во вторую половину советского «застоя»: пресса поносила, пластинки не выходили, границу для него закрыли (но об этом – позже). Вообще, брюзжать – стыдно! Хочешь слушать гениального певца – пробивайся, заслужи! Нет безвыходных ситуаций! Нет громадной суммы на билет – проведите спецоперацию. Ну, не знаю… Увидели за два месяца афишу: дыхание участилось, в зобу сперло, зрачки расширились – и, вместо того, чтобы брюзжать про Чубайса, устройтесь по совместительству в обслуживающий персонал зала - хоть уборщицей (билетеры там – все сплошь красивые эфебы – очевидно, чтобы гармонировали со вкусом кофе), под покровом дня проберитесь в зал (или соблазните охранника) – и наслаждайтесь Рафаэлем! Все просто! И, хочу подчеркнуть, что История конструирует смыслы и поперек комфорта, и поперек нравственности: война устраивает судьбоносные встречи, порождает целые жанры в литературе, музыке и живописи, кровавая революция – выдвигает на сцену Наполеона, которого Гете называл «мировой душой»; творчески переживая ужасы древней чумы, поэт Пушкин сочиняет свой гениальный «Пир», трагическое извержение Везувия сохраняет на века облик древнего города, который, миновав это бедствие, стал бы жертвой времени и тлена. Но вернемся к концерту. Надо сказать, что практически после каждой песни зал аплодировал стоя: Рафаэль совершает практически невозможный режиссерский трюк, увеличивая эффект воздействия много раз (обычно, исполнители рассчитывают свои силы на создание сногсшибательного эффекта лишь в финале); он поет, не давая себе ни минуты отдыха (прочие исполнители зачастую разбавляют свои выходы оркестровыми композициями). Его мимика выражает муки влюбленного, его жесты – это мужественность, задор молодости и какое-то ощущение гордости и достоинства. Я даже не буду говорить, что случилось со зрителями, когда певец с закинутым за плечо пиджаком в эффектной проходке по лесенке на втором плане, исполнил песню из легендарного фильма. Это неописуемо. Но, когда зазвучала «Amor mio» (кстати, именно с таким родовым окончанием) мы стали свидетелями следующей театральной сцены: одна дама, солидной комплекции и с букетом, очевидно, почувствовала, что Рафаэль не переживет, если во время этой страстной исповеди, эта дама не донесет до него свой букет и понимание его с 70-х годов затаенной трагедии. Причем, театральности мизансцене добавило то, что зрительница сидела в самой середине своего ряда и, выдвигаясь, на позиции своего кумира, она не обращала внимания на «маленьких людей», воспетых Достоевским и отпетых Чеховым – проще говоря, не испорченная модными ныне диетами дама с гвоздиками, пошла прямо по зрителям (даже не по их ногам). Но, спасибо законам «зажравшейся Рублевки», мускулистые охранники девственность испанского мэтра сберегли. Когда анализируют творчество того или иного артиста, его часто сравнивают с коллегами. Надо признать, что мне сложно сравнить Рафаэля с кем бы то ни было. Был, конечно, Морис Шевалье, который пел до старости, имел великолепный набор умений актера мюзик-холла (танец, жест, чувство мизансцены), но он не обладал столь редкими вокальными данными и таким чувством трагизма. В этом Рафаэль схож с Эдит Пиаф (его любимой певицей). По вокалу и энергетическому заряду в один ряд с Рафаэлем может быть поставлен, пожалуй, только молодой Муслим Магомаев. Вообще у них есть общие черты. Я даже могу себе позволить предположить, что, если бы Муслим изначально как артист развивался на Западе, то он бы использовал и танец, и еще более яркую жестикуляцию: все это в нем было в ранней молодости – например, в исполнении им каватины Фигаро, но СССР предполагал реализацию репертуара не только о любви, но еще и о свадьбе, поэтому, так сказать, не все сложилось. Однако есть еще один нюанс, а вернее стойкое и отчетливое внутреннее мое ощущение, касающееся эмоциональности и смысла работы Рафаэля на сцене. Я, естественно, не могу утверждать, но каждый раз, когда он исполнял лирическую композицию, у меня в воображении возникал некий абстрактный сюжет, из которого следует, что Рафаэль все эти песни и уже много лет поет в память о какой-то своей юношеской, скорее всего, неразделенной любви. И именно отсюда все его характерные жесты вызова, гордого негодования, непонимания ответного непонимания и истовой веры в мечту. Это сложно объяснить – это надо просто внимательно присмотреться – и контуры подобной мотивации явственно проступят. Могу сказать, что ни у одного другого артиста я похожей истории на «втором плане», в подсознании не замечал. Но это лишь версия. А теперь я предлагаю вернутся немного назад – и вспомнить недалекое прошлое. В советском прокате фильм «Пусть говорят» вышел в 1970 году – и стал самым кассовым, а в рубрике «зарубежное кино» публика признала его лучшим. По стране прокатилась волна «рафаэлизма»: были выпущены пластинки – и из всех окон слышались его песни. В 1971 году Рафаэль был впервые приглашен на гастроли в Союз. Выступления в Ленинграде прошли с немыслимым успехом, который был повторен в Москве: певец 4 раза собирал аншлаг во Дворце спорта в Лужниках (а это 14 000 зрителей), потом был еще дополнительный закрытый концерт в театре Эстрады и еще три концерта в театре Оперетты, затем два в киноконцертном зале «Октябрь» и один – для студентов МГУ. Через год Рафаэль вновь посетил СССР – на этот раз он дал 40-дневнй тур по городам и республикам СССР: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Баку, Тбилиси, Ташкент – и везде ему сопутствовал необычайный успех. Потом было еще несколько приездов, но вскоре ситуация резко изменилась. Неожиданно для миллионов советских поклонников певца, он был запрещен. Сначала началась травля в центральной прессе, затем из магазинов изъяли его пластинки, и вскоре отказала во въезде. Существует несколько версий, объясняющих подобное поведение властей. По одной из них, Рафаэль как-то недальновидно тепло высказался о некогда фашистском режиме генерала Франко (который столько десятилетий никому не мешал – и вообще не стране ГУЛАГа кого-то учить политической нравственности); по другой версии, озвученной отечественными печатными СМИ и «сарафанным радио», певец открыто позволил себе то, что в «совдепии» спускали с рук только Рихтеру, Махмуду Эсамбаеву и примерному мужу Любови Орловой Александрову (о ныне живых – умолчу). Однако эту версию, я так же ни подтвердить, ни опровергнуть, к сожалению, не могу (но работу над ней пока не прекращаю). Есть еще одна – третья версия, которая мне кажется весьма убедительной (возможно, в сочетании с одной из упомянутых выше): Рафаэль стал самым популярным эстрадным исполнителем в СССР, а этого не могли ему простить ни его отечественные коллеги, ни идеологические стратеги из Министерства культуры. У нас не только балет, цирк, «родина слонов», но и эстрада – тоже первая в мире (одна «Песня о Щорсе», чего стоит!). Самое занятное, что ровно по этой же причине Рафаэля целенаправленно замалчивают и сегодня – причем, на всех телеканалах: на его фоне (не важно – молодого, старого) все наши «мэтры» и все убожество с «фабрик» даже в глазах сто раз обдуренной аудитории проиграет – такое сравнение коммерчески смертельно опасно! Вот этот факт я уже знаю лично и, что называется, из первых рук. Будем только надеяться, что после последнего триумфа гранда сцены – никто из безголосых «полуфабрикатов» не станет похабить его шлягеры (хотя, если бы нашелся какой-нибудь молодой Пол Анка или Магомаев – было бы совсем недурно: но лично мне достаточно оригинальных записей).
Теперь стоит сказать несколько слов о Рафаэле – звезде мирового музыкального Олимпа. Он единственный на планете артист, обладающий «урановым» диском – за 50 миллионов проданных пластинок! К нему должны быть приложены 49 «платиновых» и 327 «золотых» дисков, несколько премий «Грэмми» и символические ключи от Нью-Йорка, Чикаго и Майями (кстати, на соседнем с этим городом острове певец недавно купил виллу, которая некогда принадлежала президенту Никсону). А сейчас мы должны приступить к наименее для меня интересному разделу – биографии артиста: как я уже не раз писал на страницах нашего журнала (да и не только здесь), для художника все, связанное с бытом, паспортом и социальным контекстом – имеет весьма скромнее значение: главное – творчество. Ну, посудите сами: сколько миллионов родились в тот же год, в том же государстве, в том же социальном слое, с тем же именем из святцев, с тем же набором рук и ног… Но вот судьба иная, душа иная! Итак, Мигель Рафаэль Мартос Санчес родился 5 мая 1943 года (так - в паспорте, но в некоторых источники называют – и не без основания - 1941 год) в андалузском городке Линарес в семье строителя-каменщика. Когда ребенку было три года, родители переехали в Мадрид – к сестре отца, где жили весьма скромно (семейный бюджет необходимо было рассчитывать еще на трех братьев Рафаэля). Приличное образование стоит денег – а их в семье Мартоса всегда не хватало, поэтому в пять лет Рафаэля отдали в хор одной из приходских школ столицы. Однако за плохое поведение и дерзости его неоднократно исключали из школы (но возвращали как любимца прихожан, привыкших к его чудесному голосу). В восемь лет он занял первое место на международном конкурсе в Зальцбурге (приз за лучший детский голос). В шестнадцать лет он твердо решил стать профессиональным певцом. Поначалу Рафаэль пробовал свои силы, выступая в ночных кабаре, потом в небольших концертных залах. Впервые серьезный успех пришел к нему в 1962 году на конкурсе Евровидения. А в 1965 году произошло знаменательное событие - сольный концерт в одном из главных мадридских театров - "Сарсуэла". До этого в Испании сольных концертов никто никогда не давал! На организацию концерта ушли все сбережения Рафаэля. Однако успех окупил все - полный зал скандировал «браво». Затем последовал еще успех, принесший ему большую славу - 1966 год - его второй конкурс Евровидения, с которого он вернулся на родину национальным героем. Вскоре последовали контракты и гастроли: США, Латинская Америка, Европа, Австралия. Лучшие концертные залы: парижская «Олимпия», Лондонский «Palladium», «Paramount», «Карнеги-холл», «Madison Square Garden», «Radio City» в Нью Йорке, «Дом Оперы» в Сиднее, театр Лопе Де Вега в Мадриде. Певца так же стали приглашать сниматься в кино (всего Рафаэль снялся в десяти фильмах, девять из них – музыкальные). Судьба этого необыкновенного артиста может показаться совершенно безоблачной, но было достаточно событий, когда Рафаэль оказывался на краю гибели. Так в 1994 году во время концерта Барселоне он, по своему обыкновению, во время финального оркестрового проигрыша, на несколько мгновений вышел за кулисы, и случайно прикоснулся к оголенному проводу, который был под напряжением 380 вольт! Однако эта смертельная доза не заставила артиста прервать концерт – он допел, однако заработал временный паралич левой руки (в это просто невозможно поверить после нынешнего московского концерта – ведь его руки пластичны, как у балетного танцовщика!). Может быть, эта шутка покажется не совсем неудачной, но я не могу не вспомнить знаменитого французского шансонье Жильбера Беко, которого пресса за темперамент называла «месье 220 вольт»: после того несчастного случая Рафаэль вполне заслужил титул «сеньор 380 вольт». Другой факт, заслуживающий внимания: 2 апреля 2003 года певцу пересадили печень (гепатит «В» был застарелой болезнью, запущенной с молодости). И опять-таки, учитывая эту операцию, я могу только восторгаться тем, как он владеет своим вокальным аппаратом! В последние годы Рафаэль обнаружил настоящую страсть к живописи (хотя сам относится к этому с иронией): и в этом хобби он присоединился к своим коллегам – Карелу Готту и Лучиано Паваротти. Он так же написал увесистый первый (пока) том своих мемуаров. Завершая статью, я просто хочу признаться: это такое счастье, когда можно кем-то безоговорочно восхищаться!*
Опубликовано: журнал «Всегда женщина», август 2009 г. |
|
|
|