Луи Жозеф Шевроле
Марка Chevrolet сегодня известна всему миру. Практически все автомобилисты произносят ее название как «Шевроле», с ударением на последнем слоге. Хотя в США, скорее всего, это слово, будь оно совершенно незнакомым, произносилось бы как «Чевролет». На заре автомобилестроения часто новые модели машин носили имена своих создателей. Так произошло и с маркой «Шевроле».
 
Такую фамилию носил Луи-Жозеф Шевроле, родившийся 25 декабря 1873 года во франкоговорящей части Швейцарии. Луи был одним из семерых детей бедного часовщика в швейцарском городке Шо-де-Фонд. В то время, когда ему исполнилось 10 лет, его семья, в поисках лучшей доли, перебралась во Францию, где смышленый мальчик смог закончить среднюю школу.
 
Тогда Франция была лидером мирового автомобилестроения, и почти каждый сообразительный механик пытался строить автомобили в дворовой мастерской. Чтобы набраться опыта и знаний, Шевроле устроился на работу в автомобильную фирму «Морс». Здесь он на всю жизнь увлекся автомобилями и стал официальным автогощиком этой фирмы. Практически ни одно из спортивных состязаний того времени не обходилось без участия в них «Морсов». За рулем одного из которых неизменно восседал Луи Шевроле. Получив хорошие навыки в автомобилестроении и спорте, он, вместе со своими братьями Гастоном и Артуром, уезжает в Канаду, а в 1900 году — в Североамериканские Соединенные Штаты. Здесь он начал свою деятельность в качестве представителя в Америке французского автозавода «Де Дион Бутон». Однако его больше, чем автомобильный бизнес, занимали гонки. Целых пять лет подряд Луи участвовал во всех местных соревнованиях, пока в 1905 году не добился права выступать на кубок американского миллионера Вандербильда. Но здесь ему не повезло — на седьмом круге его «Фиат» потерпел аварию.
 
Тем не менее смелый и решительный гонщик привлек внимание промышленных тузов Америки. Среди них был и Уильям Дюрант, собравший к тому времени несколько разных автомобильных компаний под вывеской «Дженерал Моторс». В 1909 году Дюрант пригласил Луи Шевроле и его брата Артура стать фирменными гонщиками «Бюика». Те с радостью согласились. Но место было всего одно, и потому для братьев были устроены состязания. В автомобильных гонках победил Луи, после чего звезда его славы начала восходить с небывалой скоростью. В 1909 году он одерживает сразу три важные победы и занимает почетное 11 место в соревнованиях на кубок Вандербильда. До I Мировой войны он входил в когорту лучших автогонщиков Америки. Предприимчивый У. Дюрант решил сделать бизнес на имени прославленного спортсмена. В 1911 году он предложил Луи на время оставить гонки и заняться производством своего собственного автомобиля, и тот согласился на это. Проект нового автомобиля разработали специалисты «Дженерал Моторс». Дюрант вложил в проект немалые деньги, а Шевроле дал машине свое имя, уже хорошо известное большинству американцев. Оно-то и послужило залогом будущего успеха.
 
Эмблемой новой марки автомобиля был избран белый косой крест, очень похожий на крест швейцарского флага. Образовав новую фирму и наводнив рынок дешевыми и популярными автомобилями марки «Шевроле», Дюрант заработал кучу денег и решил, ни много ни мало, присоединить автомобильный гигант «Дженерал Моторс» к крошечной «Шевроле». И ему это удалось! Он смог выкупить контрольный пакет акций «Дженерал Моторс» и снова сел в кресло председателя правления. Фирма «Шевроле» вошла в состав концерна, а ее автомобили стали основной продукцией автогиганта. Мы не знаем, какова была роль самого Л. Шевроле в разработке автомобиля, носящего его имя. Одни говорили, что он сделал его чуть ли не в одиночку, а другие утверждали, что он разработал лишь общую концепцию нового автомобиля. Так было дело, или иначе, но первый «Шевроле Классик-Сикс» появился на свет 3 октября 1911 года. Это был традиционный американский четырехместный автомобиль с 6-цилиндровым двигателем мощностью в 30 лошадиных сил. Но цена первенца — 2500 долларов — была непомерной для покупателя, и поэтому он успеха не имел. Популярный тогда «Форд-Т» стоил в пять раз дешевле.
 
Дюрант понял, что залог успеха кроется не в фешенебельности автомобиля, а в его простоте и дешевизне. Он отошел от производства шикарных моделей и начал выпуск недорогих 4-цилиндровых машин — открытого легкового «Бэби» и спортивного «Ройал Мэйл». В 1916 году на их базе был создан «Шевроле-490», принесший фирме громкую славу. Эти дешевые, но надежные машины стали такими же популярными, как и «Форды». На них стояли 4-цилиндровые моторы объемом 2,8 литра. Машина оказалась настолько удачной, что выпускалась до 1922 года, и дала жизнь не менее известной модели «Супериор», просуществовавшей до 1927 года. Как сложилась дальнейшая судьба наших героев — Л. Шевроле и У.Дюранта? Уильям Дюрант вскоре опять разорился и был изгнан из созданного им же концерна «Дженерал Моторс».
 
Луи Шевроле проработал в своей фирме всего 2 года и снова ушел в автомобильный спорт, а потом создал фирму по производству гоночных автомобилей «Фронтенак», на которых сам же и ездил. К компании «Шевроле» он уже не имел никакого отношения, но до конца дней ему льстило, что одна из крупнейших автомобильных фирм мира носит его имя. На склоне лет он тяжело заболел и скончался в 1941 году, почти всеми забытый. 135 лет спустя после рождения Луи Шевроле как память о конструкторе-гонщике осталась лишь всемирно известная марка легковых автомобилей. Их выпускают заводы General Motors. На этих заводах, расположенных в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине в 2002 году было выпущено 2 млн 263 тыс. легковых автомобилей, внедорожников, спортивных машин, минивэнов, пикапов и фургонов.

История

Юный инженер

Луи Шевроле родился в местечке Ла Шо-де-Фо, Швейцария, в 1878 году. Тягу к сложным механизмам он унаследовал от своего отца, часовщика. Когда Луи был еще мальчиком, он всегда разбирал какие-то вещи, пытаясь узнать, как они работают и как их улучшить.

Свое второе пристрастие - к скорости - он обнаружил в возрасте 11 лет, когда начал работать в мастерской по ремонту велосипедов. Как и у многих других, у Луи навсегда запечатлелся тот трепет, который он испытал, впервые съехав с холма вниз на скорости. Но в отличие от большинства из нас, после этого он задумался, как заставить велосипед развивать большую скорость.

Луи занялся велогонками: он конструировал велосипеды и сам участвовал в гонках. А все выигранные им призовые деньги шли на содержание его 6 братьев и сестер.

Затем как-то раз в 1896 году к нему в мастерскую с просьбой починить его мотоколяску заглянул американский магнат Вандербильт. Луи быстро справился с этой задачей, а пораженный его мастерством Вандербильт предложил Луи Шевроле попытать счастья в Америке.

Гонщик супер-звезда

В 1901 Луи переехал в Нью-Йорк и устроился инженером-механиком в саму крупную компанию по производству автомобилей Дион-Бутон.

Любовь Луи к автомобилям вскоре приняла 2 формы – их конструирование и участие на них в гонках.

В 1905 году он выиграл свою первую важную гонку и установил новый рекорд, преодолев милю за 52.8 секунд. Начиная с этого года в жизни Луи начался 15-летний период постоянных побед в американских гонках, благодаря чему он превратился в мировую супер-звезду гоночного трека.

В 1911 Луи решил воспользоваться своей славой для создания своей собственной автомобильной компании - и вместе с Билли Дюрантом, владельцем Дженерал Компани в Нью-Джерси (позднее ставшей Дженерал Моторз) – создал Шевроле Мотор Кар Компани.

3 ноября 1911 года стал днем рождения компании Шевроле Мотор Кар Компани.

Развитие компании

Луи Шевроле теперь получил возможность создавать именно те автомобили, о которых он так долго мечтал.

Он хотел делать такие машины, которые были бы более технологичными и более надежными чем какие-либо уже существующие на тот момент. Но вместе с тем он хотел, чтобы эти автомобили по цене были доступны большинству людей.

Бренд Шевроле добился огромного успеха - Шевроле удалось даже отнять лидерство у модели T компании Форд.

В наше время большинство уже не помнят Луи Шевроле как гонщика, но его компания стала известна всему миру. Все мы в команде Chevrolet гордимся нашими корнями и всегда будем придерживаться принципов Луи Шевроле - создавать лучшие автомобили по лучшей цене.

На заре автостроения марки часто носили имена своих творцов. Однако с «Chevrolet» все было по-другому. Мир знает швейцарца Шевроле как известного гонщика, однако Луи-Жозеф никогда не был владельцем фирмы, которая носила его имя. А вот логотип – знаменитый «крест», или «галстук-бабочка» - как свидетельствует легенда, был кусочком обоев парижской гостиницы , в которой остановился молодой руководитель автокомпании Вильям Дюран. Возвратившись в Америку, показал друзьям французский «сувенир и объяснил: «Именно такая эмблема поможет автомобилю бесконечно двигаться к успеху». 


 
Когда в начале лета 1941-го Луи Шевроле умер в своем небольшом доме – типичном для среднего (но отнюдь не богатого!) американца, далеко не все газеты подобающе отметили его уход. А ведь когда-то он был так знаменит…
Первая слава пришла к Шевроле ровно сто лет назад – весной 1905-го. Нет, никаких «шевроле» не было и в помине. Просто рослый усач, 27-летний швейцарец дебютировал в гонках на ФИАТе и неожиданно для многих выиграл. Назавтра Луи стал известен всей Америке: гонщики в те годы соревновались в популярности с летчиками. Тем более что их земные победы, в отличие от воздушных, происходили на глазах публики.
Но самую первую в жизни победу Луи одержал еще за десять лет до этого – в 1895-м. Правда, была она, что называется, местного значения. Юноша выиграл велогонку в Бургундии.
Первой профессией Шевроле стало изготовление часов. В конце ХIХ века Луи занялся этим вслед за отцом и многими другими гражданами швейцарского кантона Юра. Интересно, что ремесло, которым славится нынче одна из самых богатых стран, в те годы культивировали власти наименее зажиточных кантонов, где население не могло прокормиться сельским хозяйством. Профессия часовщика помогла Шевроле-старшему содержать большое семейство, хотя разбогатеть не удалось. В поисках лучшей доли родину Шевроле все же покинули. Обосновались во Франции – в столице Бургундии, городе Бон.
Уже в 11 лет Луи пришлось бросить учебу и устроиться на работу в веломастерскую. К колесам и педалям его тянуло куда больше, чем к шестерням и анкерам. Первая (но не последняя!) легенда из жизни Шевроле датирована 1896– 1897 гг.
В мастерскую вошел Уильям Вандербильдт – американский миллионер, поклонник, а в будущем и устроитель автогонок. Паромобиль, на котором он путешествовал, сломался... и Луи, в отличие от хозяина мастерской, сумел устранить неисправность. Благодарный миллионер посоветовал парню перебраться за океан и предсказал ему большое будущее.
Не правда ли, похоже на эпизод из мыльной оперы? Однако в те годы Вандербильдт действительно путешествовал по Европе. И связи с фирмой «Морс», выпускавшей паромобили, у него были. Да и веломастерская, где трудился Луи, находилась подле престижного «Отеля де Пост». Может, Шевроле и Вандербильдт действительно встречались? Впрочем, это не слишком изменило судьбу Луи. Он, как говорят теперь, сделал себя сам.
Победы в велогонках, помимо славы, приносили премиальные, которые составляли значительную часть семейного бюджета. Следом за Луи велогонками занялись его братья и даже сестры.
А с автомобилями наш герой познакомился, видимо, в самом конце позапрошлого столетия. Ведь велосипедами «Гладиатор», на которых он выступал, торговал тот же дилер, что и автомобилями «Даррак».
В 1900-м Шевроле уже работал механиком в Париже. Годом позже он все-таки решился отправиться за океан. Послужив шофером в Канаде, обосновался в Нью-Йорке в представительстве французской компании «Де Дион-Бутон».
Зарабатывал механик неплохо, и вслед за Луи в Америку перебрались его братья и сестры. Шевроле уже приобрел авторитет в автомобильных кругах. Дилер ФИАТа даже доверил швейцарцу 90-сильную гоночную машину, на которой Шевроле и победил.
После закрытия представительства «Де Дион-Бутон» Шевроле целиком переключился на гонки. Газеты называли его «гонщиком сорвиголова», восторгались его «безрассудной смелостью». Луи потерял в авариях четырех механиков, его нередко подводили несовершенные машины, но своему отчаянному стилю не изменял.
Неудивительно, что вскоре Шевроле обзавелся новыми знакомствами в автомобильном мире. Его заметил Уильям Крапо Дюрант – бизнесмен, торгующий всем, от сигарет до недвижимости. В недавнем прошлом горячий противник автомобилей, он в начале ХХ века скупал одну за другой компании, выпускавшие моторные экипажи. В итоге основанный Дюрантом концерн «Дженерал моторс» объединил около 25 фирм.
В 1908-м по инициативе Дюранта построили гоночный «Бьюик-Баг» (жук) – при самом активном участии Луи Шевроле. Тогда-то, видимо, возникли у него мысли о машине собственной конструкции. Двигал им скорее технический, нежели коммерческий интерес. Луи и его коллега, конструктор Этьен Планше, проектировали солидный, мощный и надежный автомобиль. «Шевроле-Классик Сикс» оснастили шестицилиндровым мотором рабочим объемом 4,9 л мощностью около 50 л. с. Первый образец вышел на испытания в 1911 году.
С этим событием связана еще одна легенда, больше похожая на анекдот. Луи якобы выехал на испытания в четыре утра, разогнался чуть не до максимальных 105 км/ч и был задержан на одной из тихих детройтских улиц полицейским. В участке Шевроле, разумеется, представился... и блюстители порядка насчитали штраф 20 долларов: 10 – за превышение скорости (как, интересно, полисмен ее мерил?) и столько же за то, что лихач назвался именем знаменитого гонщика.
В 1912-м «Шевроле-Классик Сикс» с эмблемой в виде креста, на котором красовалась фамилия конструктора, пошел в продажу. Марка вошла в «семью» Дюранта – «Дженерал моторс». Кстати, о фирменном кресте тоже сложено немало легенд. Например, будто бы он заимствован со швейцарского флага, а некоторые историки и вовсе называют эмблему бабочкой.
Всего продали 2999 «шевроле-классик сикс», а в 1913-м Луи надолго уехал в Европу. Дюрант, воспользовавшись его отсутствием, кардинально перестроил модельную политику, сделав ставку на более дешевые автомобили, способные конкурировать с «Фордом-Т».
Действительно, модели «Ройял Мэил» и «490» (индекс указывал цену в долларах) принесли фирме успех. В 1915 году продали 13,5 тысячи машин, в 1917-м уже более 111 тысяч. Потеря была только одна: Луи Шевроле покинул фирму своего имени, вновь занялся спортом и создавал вместе с Планше гоночные машины под марками «Корнелиан» и «Фронтенак».
Осенью 1920-го после гибели брата Гастона (он, как и третий брат – Артур, участвовал в соревнованиях) Шевроле бросил гонки. Он стартовал еще только однажды, в 1925-м, и вновь выиграл, управляя на сей раз… катером.
В те годы Шевроле занимался модернизацией (теперь сказали бы тюнингом) «фордов-Т». Машины под маркой «Фронти-Форд» успешно участвовали в гонках. А еще конструктор увлеченно проектировал мощные авиационные двигатели. Но в начале 1930-х Великая депрессия заставила закрыть небольшую фирму. Шевроле отошел от дел и, как часто бывает с энергичными людьми, не привыкшими сидеть без работы, вскоре заболел.
В 1935-м ему запретили водить автомобиль. Но до последних дней он все время что-то проектировал, чинил бытовую технику – в том числе часы, вспомнив самую первую профессию.
В 1941-м, когда Шевроле не стало, фирма его имени поставила рекорд, выпустив за год 1,6 млн. автомобилей…
Нынче именем Луи Шевроле названы улицы в Европе и США, в Индианаполисе знаменитому гонщику поставили памятник. Но главная память о швейцарце, прославившем Америку, – миллионы самых разных автомобилей, построенных на нескольких континентах. Их объединяет крест на решетке радиатора, о происхождении которого теперь уже никто не расскажет достоверно.

 

 

html counterсчетчик посетителей сайта

Скорость интернета

AMOBIL.RU – Автомобили в России.

Поисковый анализ сайта

Rambler's Top100

HotLog

 

Каталог-Молдова - Ranker, Statistics

© Forastero

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz